Главная » ПСИХОЛОГИЯ » Часть 2. «Ходячие гробики»: почему вредно говорить детям «нельзя злиться»

Часть 2. «Ходячие гробики»: почему вредно говорить детям «нельзя злиться»

ЗЛОСТЬ мобилизует в момент опасности, придает силы, помогает отстоять свои интересы и защитить личные границы. Когда нас обманывают, поступают с нами непорядочно, с пренебрежением относятся, не считаются с нашими интересами, затыкают нами все дыры, крайне важно дать волю своей здоровой злости. Заявить о себе — о своих желаниях и правах. Дома. На работе. В жизни. Не только с чужими, но и с близкими. Иначе всю жизнь будешь чьим-то придатком и жить чужой жизнью.

ГРУСТЬ  помогает отпустить прошлое и не зацикливаться на плохом. Есть такой термин — "работа горя". Он означает, что человеку жизненно необходимо отгоревать положенное время, чтобы начать новую страницу своей жизни и смотреть в будущее. Для людей, которые хотят разобраться в себе, распознавание грусти и печали будет свидетельствовать о том, что человек что-то потерял. Что именно? Нечто важное для себя — у каждого свое. О пользе грусти красиво написала писательница Елена Алферова в своей сказке "Лошадка Юля и Волшебный кристалл":

— А тебе нравится погрустить, посидеть на скамеечке, покачивая ножками?

— Да, иногда. Когда мне нужно подумать, становится немного грустно, — Юля удивилась, что грусть оказалась полезной.

СТРАХ сигнализирует о возможной опасности. Делает нас более осторожными, предусмотрительными и ответственными. Предостерегает от необдуманного риска и мотивирует нас готовиться к предстоящим делам. О природных механизмах страха и его пользе здорово рассказали в одном из мультиков про смешариков, который полезно посмотреть взрослым и детям 

ОТВРАЩЕНИЕ — чувство, которое сигнализирует, что перед нами что-то вредное, смертельно опасное или страшное. Оно заставляет нас покинуть опасное место и не приближаться к опасному объекту. 

РАДОСТЬ — это эмоция, которая лежит в основе интереса, любопытства и служит самым лучшим естественным источником мотивации в учебе и работе. Без радости нет источника энергии внутри человека, неоткуда пополнять запасы внутри себя. Приходится искать счастье и источники мотивации где-то на стороне. 

ВИНА и СТЫД — это социальные чувства, которые лежат в основе соблюдения социальных норм в обществе. Не убей, не укради, не обманывай…Все эти заповеди держатся на чувствах вины и стыда. Эти чувства удерживают нас от соблазна нарушить социальные нормы, принятые в том обществе, в котором мы живем. Вина и стыд — это всегда навязанные чувства, т.е. кто-то заставляет нас их испытывать, надавливая на слабое место.

Вина возникает из-за того, что совершил какой-то проступок, но теоретически его можно загладить, компенсируя причиненный ущерб.

Стыд — это про ощущение "я какой-то не такой".  Компенсировать стыд невозможно, потому что другим человек  в мгновение ока не станет, да и не хочет. Единственное, что он может сделать, испытывая жгучее чувства стыда — это провалиться сквозь землю, чтобы никто не видел его "инаковость". 

Базовые эмоции — страх, грусть, злость, радость могут объединяться и образовывать новые чувства.

Например, привычная многим ОБИДА — это злость со страхом. Злюсь на что-то, но по причине своей беспомощности и слабости боюсь выразить свой негатив обидчику и ухожу в пассивную агрессию — обиду.

С эмоцией грусти тесно переплетается чувство РАЗОЧАРОВАНИЯ — "снятия чар". Это прощание с иллюзиями, неоправданными ожиданиями, встреча с реальностью. Процесс бывает достаточно болезненным  и сопровождается разочарованием. 

Рядом со страхом может быть чувство РАСТЕРЯННОСТИ. Оно свидетельствует о том, что мозг одновременно получил много сигналов, противоречивой информации и на ее обработку нужно время. Растерянность — это нормальное и естественное чувство в условиях избытка информации. 

Печально известные многим ФОБИИ и ПАНИЧЕСКИЕ АТАКИ — это отчаянная попытка нашего организма позаботиться о себе. Это крайняя мера, но тем не менее это АКТ ЗАБОТЫ ОРГАНИЗМА О СЕБЕ. Так тело сообщает своему недоходчивому хозяину: "Эй, товарищ, ты устал. Тебе плохо. У тебя в жизни полная жесть. Ты постоянно находишься в негативе, в напряжении, тревоге. Ты не расслабляешься. Так жить невозможно! Делай ноги из этой ситуации или умрешь".

ЭМОЦИИ НЕВОЗМОЖНО ВСЕ ВРЕМЯ ИЗБЕГАТЬ ИЛИ ПОДАВЛЯТЬ — ЭТО ВСЕ РАВНО ЧТО БЫТЬ МЕРТВЫМ.

Родители и бабушки-дедушки, няни и воспитатели! Пожалуйста, запомните эту мысль!

Когда вы говорите маленькому ребенку, что "плакать нельзя", "злиться нельзя", вы каждый раз говорите ему "не живи!". И ребенок каждый раз становится чуть-чуть мертвее. Не физически, конечно. А эмоционально, душевно. Он превращается в  такой вежливый, воспитанный, удобный для окружающих ходячий гробик.  

Испытывать ВЕСЬ спектр человеческих эмоций, и отрицательных и положительных — это нормально. Это правильно. Неправильно эмоции подавлять и избегать.

Мы не можем запретить себе и другим людям испытывать негативные эмоции. ПОКА человек ЖИВ это физически НЕВОЗМОЖНО.

Но мы можем научиться сами, а также можем помочь научиться своим детям и внукам проявлять отрицательные эмоции в такой форме, чтобы это было адекватно ситуации. Адекватно — значит без причинения вреда здоровью и имуществу окружающих, если это не вопрос жизни и смерти.

В следующей (третьей) части приведу пример диалога с ребенком, как можно научить его распознавать свою и чужую злость. 

ЧАСТЬ 1 — про эмоциональный интеллект и почему взрослые не могут научить детей понимать свои эмоции https://www.b17.ru/article/106248/

P.S. Если вы чувствуете, что вам сложно принять "нормальность" отрицательных эмоций, приходите 6-недельный онлайн курс для родителей  "Помогаю себе — понимаю ребенка". Присоединяйтесь! 
— 
С любовью к своему Делу и заботой о Вас, 
Анна Колесова 
психолог-консультант, онлайн консультант 
(Спб, скайп, whatsapp) 

С любовью к своему Делу и заботой о Вас 
Анна Колесова 
Психолог, онлайн консультант 
(Скайп, Whatsapp) 

Источник

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*